Необычные правила русского языка

Необычные правила русского языка

Поэт Николай Глазков однажды написал такое четверостишие:

Зачем нужны стихи? Кому какая польза
от ритма, рифм и прочих пустяков?
А вы попробуйте запомнить столько прозы,
сколько на память знаете стихов!


Действительно, благодаря гармоничному ритмичному расположению слов и  рифм, поэзия дружит с памятью гораздо лучше, чем проза. Поэтому методисты (учёные, которые разрабатывают методы преподавания, придумывают упражнения, пишут учебники) используют эти особенности стихов для создания новых формулировок правил.

 Давайте  поработаем с некоторыми школьными правилами.

Муки школьные — это окончания глагольные

 

А вот как удачно зарифмовала правило «Правописание безударных личных окончаний глаголов» крымский методист Т. Я. Фролова.

«Что делать?», «Что сделать?»
к глаголу подставите в начальную форму
глагол вы поставите.

Если -ить в конце услышите -и, -ат, -ят в глаголе пишете.
Не на -ить? Все знают: тут
в окончанье -е, -ут, -ют.


А стихотворный мнемонический текст, помогающий запомнить 11 глаголов-исключений из этого правила, вы, конечно, хорошо знаете.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть,
Вы запомните друзья,
Их на –е спрягать нельзя

Дружная компания суффиксов

Одно из самых длинных, а потому и сложных правил — «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных». Разберёмся с ним по пунктам.

1. Случаи наподобие барабаН + Н = барабаННый, истиНа + Н = истиННый, стариНа + Н = стариННый затруднений не вызывают: удвоение происходит на месте встречи основы существительного, которая оканчивается на Н, с суффиксом прилагательного -Н-.

2. Сложнее укротить недружную компанию остальных суффиксов. Вот тут нам и поможет рифмовка.

Существительное + -АН-, -ЯН-, -ИН- —
результат одиН.
Существительное + -ОНН-, -ЕНН- -
равно НН (или двум Н).

3. Исключения из этого правила (оловянный, деревянный, стеклянный, но ветреный) помнят даже те, кто жалуется на память. А следующее стихотворение в жанре философско-орфографической лирики посвящается правописанию великолепной пятёрки прилагательных с неясным морфемным составом.

Юный, румяный
съел пряный, свиной.
А пьяный голодным вернулся домой.

Наречие и… окно


А сейчас – внимание: сенсация! Оказывается, слово окно может правильно подсказать, какую букву следует писать на конце наречия. Не верите – убедитесь сами: слева – с окна, влево – в окно, досуха – до окна, насухо – на окно, издавна – из окна, заново – за окно.

Как объяснить эту словесную магию? Дело в том, что все подобные наречия образованы от кратких форм прилагательных. А в древнерусском языке краткие прилагательные изменялись, как существительные среднего рода. Так что здесь наречные суффиксы -А и -О – это бывшие (или, как говорят лингвисты, застывшие) окончания соответствующих падежей.

Если кому-то рифмованные формулировки правил пришлись не по душе, не огорчайтесь: возможно, у вас просто иной тип памяти. Поясняя это предельно кратко и упрощённо, можно сказать, что одни люди лучше запоминают слова, а другие – зрительные образы.  

 Делитесь в комментариях, какие у вас есть способы запоминания трудных правил.

 

 

Написать комментарий

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 2

  • фото
    Александра 13.02.2017 ответить

    Осознанная работа над собой возможна уже в более-менее осознанном возрасте. Помочь в языковом развитии и обеспечить языковую компетентность – задача школьного образования. Знания, которые даются в школе – это базовые знания, адаптированные под среднего школьника, а вовсе не заоблачные. Именно поэтому если вы хотите отлично знать русский язык, старайтесь всегда знать на «отлично» школьную программу. Ничего лишнего в ней нет, даже если вам так кажется. Спасибо, Елена Анатольевна .За Ваш труд.

  • фото
    Светлана 18.09.2017 ответить

    Спасибо! Убедилась, что всё делаю правильно - и при изучении глаголов - исключений, и при изучении правописания наречий на -о, - е использую те же приёмы (кстати, окно у меня не нарисованное, а на магнитах, со шторами - сама делаю магнитные карточки из пластиковых папок - очень удобно быстро разместить всё на магнитной доске).