Что наша жизнь? Игра!
Оказывается, игры (даже языковые), как и одежда или причёска, бывают модными и немодными. В модные языковые игры с увлечением играли и взрослые люди. Большой популярностью во Франции ещё в XVII пользовалось буриме. Так называлась игра, где участники придумывали стихи на заданные рифмы. Слово буриме по-французски означает «рифмованные окончания». В России эта игра приобрела особенное распространение в XIX – начале XX века. В буриме играли долгими вечерами, сравнивая, у кого получится самое интересное стихотворение. Вот примеры рифм, которые считались простыми, банальными: море – горе, печаль – даль. Попробуем посоревноваться? В игре с названными данными рифмами выиграл поэт Валерий Брюсов:
Когда встречалось в детстве горе
Иль безграничная печаль, –
Всё успокаивало море
И моря ласковая даль.
Знаменитый писатель Льюис Кэррол на страницах журнала «Ярмарка тщеславия» придумал словесную игру, которую назвал «Дублеты».



Каждый игрок стремится выиграть игру, создавая больше слов на основе имеющихся фишек с буквами и зарабатывая как можно больше очков.
«Гамруль»/ «Интеллектуальная завалинка»/ «Надуваловка»
Столько разных названий у юмористически-интеллектуальной игры, в которой игроки (или команды) соревнуются в написании лучшей энциклопедической статьи для неизвестного им слова. Игра появилась в 1970-е годы, когда выходило в свет Третье издание Большой советской энциклопедии и, одновременно, появилась в продаже игра «Эрудит». Не совсем честным игрокам «Эрудита» приходилось сочинять правдоподобные определения несуществующих слов, пародируя энциклопедические статьи. Лучшие из таких игроков стали соревноваться — зародилась игра.
Само слово «гамруль» (вероятно, выбрано по созвучию с «гомруль») никому не известно, его нельзя найти ни в каком словаре. Оно истолковывается как «несуразица», «бессмыслица» и используется в качестве первого тренировочного слова для новых игроков.
Правила:
Ведущий выбирает слово из официального источника энциклопедической направленности (Энциклопедический словарь, Большая советская энциклопедия). Каждый участник (или команда) пишет вариант энциклопедической статьи для выбранного слова, в то время как ведущий адаптирует и сокращает настоящий вариант. После того, как ведущий зачитал все статьи, включая правильную, в произвольном порядке, игроки отдают свой голос той или иной статье.
При согласии всех участников 1 балл может быть присуждён автору самой весёлой статьи. Например, если бы было выбрано слово «гамруль», пародийная статья могла быть такой:
Гамруль, Дора Моисеевна (наст. имя Циля) ( 1894 — 1937 ) — выдающийся революционный и политический деятель времён 8-го Коминтерна . Широко известна тем, что, прикидываясь двойным агентом германской контрразаведки, внесла непоправимый вклад в дело пломбирования вагонов шоколадной глазурью.
Популярные системы подсчёта очков таковы:
- Игрок, проголосовавший за верную статью, получает 1 балл; игрок, написавший самую популярную статью (получившую больше всего голосов), получает 2 балла. В случае, если за настоящую статью не проголосовал никто, ведущий получает 3 балла.
- Голосование за верную статью даёт участнику 2 балла, плюс каждый участник получает столько баллов, сколько участников выбрало придуманное им определение.
При любых правилах, конечно, запрещено голосовать за собственное определение.
«Телеграммы»
Игра для любого количества игроков. Играющие выбирают слово, на каждую букву которого нужно будет придумать часть телеграммы — первая буква станет началом первого слова, вторая — второго и так далее. К примеру, выбрано слово «вилка». Тогда телеграммой может стать следующее послание: «Верблюд исцелен. Лечу крокодила. Айболит». Еще один виток игры — добавление жанров. Каждый игрок получает задание написать не одну, а несколько телеграмм из одного и того же слова — деловую, поздравительную, романтическую (о типах сообщений договариваются заранее). Телеграммы зачитываются вслух, выбирается следующее слово
«Контакт!»
Простая игра, в которую можно играть компанией от трех человек. Один загадывает слово (существительное, нарицательное, единственного числа) и называет вслух его первую букву, задача остальных — отгадать слово, вспоминая другие слова на эту букву, задавая о них вопросы и проверяя, не то ли загадал ведущий. Задача ведущего — как можно дольше не открывать игрокам следующие буквы в слове. К примеру, загадано слово на букву «д». Кто-то из игроков задает вопрос: «Это случайно не место, где мы живем?» Здесь и начинается самое интересное: ведущий должен как можно быстрее сообразить, что имеет в виду игрок, и сказать «Нет, это не «дом» (ну, или, если это и был «дом», честно в этом признаться). Но параллельно о том же самом думают и другие игроки, и если они раньше ведущего понимают, что имеется в виду «дом», то говорят: «контакт» или «есть контакт», и начинают хором считать до десяти (пока идет счет, у ведущего все еще есть шанс спастись и угадать, о чем идет речь!), а затем называют слово. Если хотя бы двое совпали, то есть на счет десять хором сказали «дом», ведущий должен раскрыть следующую букву, и новый вариант отгадывающих будет уже начинаться на известные теперь буквы «д» + следующая. Если же обыграть на этом вопросе ведущего не удалось, то отгадывающие предлагают новый вариант. Разумеется, есть смысл усложнять дефиниции, а не спрашивать обо всем впрямую, — поэтому вопрос про «дом» лучше звучал бы как «Это не там, где восходит солнце?» (с отсылкой к знаменитой песне «Дом восходящего солнца» группы The Animals). Обычно тот, кто в конечном счете добирается до искомого слова (называет его или задает вопрос, приводящий к победе), становится следующим ведущим.
Ученые уверены, что в игре развиваются внимание, память, мышление и речь. А какие игры для развития языковых способностей знаете вы?
Написать комментарий